Расширения полиграфии:
— pdf (общепринятый формат публикаций. Сохранить макет в этом формате возможно в любом графическом приложении);
— cdr (формат Corel Draw);
— tiff (растровое изображение. Сохранить макет в этом формате возможно в любом графическом приложении);
— jpg (растровое изображение. Сохранить макет в этом формате возможно в любом графическом редакторе);
— psd (формат Adobe PhotoShop)
— ai или eps (форматы Adobe Illustrator)
— indd (формат Adobe InDesign)
ВСЕГДА макеты для полиграфии (и линки внутри него) сдаются в цветовой палитре CMYK, либо, если необходимо Pantone.
ВСЕГДА, когда есть изображение «уходящее за край» листа необходимо для этих изображений делать вылеты 3-5 мм.
РЕКОМЕНДОВАНО — все значимые элементы такие как текст, логотип и т.д., должны отступать от обрезных краев не менее чем на 3 мм.
ЕСЛИ вы не сдаете файлы в формате pdf или растровом файле (tiff, jpg)*, то в векторном формате шрифты должны быть переведены в кривые.
*не рекомендовано.
Рекомендуемое разрешение всех растровых файлов — 300 dpi при 100% масштабировании в файле верстки.
Размер документа должен соответствовать размеру готового изделия.
1 Как правильно подготовить макет к печати
От качества изображений и грамотности подготовки макета зависит не только конечный результат, но и вся организация подготовительной работы. Правильный макет можно редактировать, в случае необходимости; если с файлом все в порядке, он легко готовится и уходит в печать, тем самым и сроки получения тиража снижаются. Если макет подготовлен неправильно, без учета основных рекомендаций, то резко повышается вероятность, что вы получите не то, что ожидали и в этом не будет вины типографии.
2 Выбор программы
Самыми популярными программами для дизайна и верстки полиграфии являются профессиональные программы: Adobe Photoshop для растровых изображений, Adobe Illustrator для векторных и Adobe InDesign для верстки многостраничных изданий) и, иногда, векторный редактор CorelDraw.
3 Выбор цветовой модели: CMYK, RGB и Pantone
Если файл готовиться для печати в типографию для офсетной и цифровой печати, то выбор схемы только CMYK или если такая задача – то +Pantone.
Модель RGB – это палитра экранов для электронных устройств и ни в коем случае не подходит для печати. Всегда проверяйте заданную цветовую схему.
4 Вылеты
Если вы создаете, скажем, евро-визитку, размером 95х60 мм и у вас есть элементы выходящие за края, то эти элементы (не важно растровые они или векторные) нужно элементам делать вылеты 3-5 мм для того, чтобы при резке тиража эти лишние мм уходили в обрез, и готовое изделие получалось без белых полей по краям.
5 Расположение элементов относительно края изделия
Располагать важные элементы (логотип, тексты, заголовки и тд) близко к краю реза – ОПАСНО! При резке готовой продукции есть вероятность, что расположенные близко к краю элементы будут «зарезаны». Допустимая погрешность при резке 3 мм.
6 Разрешение и качество растровых изображений
Если в макете присутствуют растровые изображения – они должны соответствовать разрешению 300 dpi в формате jpg без сжатия или tiff.
Если вы используете изображения ниже 300 dpi или взяли картинку из интернета, где они обычно 72 dpi и разогнали ее до 300 dpi простым увеличением размера и разрешения, то они будут выглядеть размыто. Это считается ошибкой подготовки файлов. При этом предпечатный цех и типография не могут нести ответственность за плохое изображение.
7 Красивый (плотный) черный цвет
Как мы говорили – нельзя утверждать макет полагаясь полностью на изображение на экране. Здесь есть опасности и одна из них – черный цвет. Если вы делаете черную плашку или черный элемент, задав цвета по CMYK в соотношении 0/0/0/100 (то есть черный не композитный, а монохромный), в результате получится «не совсем черный».
Чтобы избежать неприятностей с черными плашками и получить плотный, глубокий черный цвет, желательно использовать сочетание красок по CMYK: 75/68/67/90 (суммарно 300 единиц – пункт 9).
ВАЖНО отметить, что тонкие черные линии, мелкие черные элементы и мелкий текст – здесь все наоборот – рекомендуется печать обязательно в одну краску (0/0/0/100), а если изображение полноцветное – то черный текст и элементы делать оверпринтом (пункт 8).
8 Толщина линий
При дизайне и верстке – на мониторе может показаться, что даже самая тонкая линия будет видна и при печати, но фактически, может оказаться, что линия будет тоньше, чем она выглядит на экране. Для подстраховки – рекомендуется перед отправкой в печать распечатывать макет на принтере и проверять видимость и толщину линий в масштабе 1:1.
9 Оверпринт и мультиплей
Применяется, когда черный цвет печатается поверх всех остальных цветных изображений. В свою очередь, на белых объектах никогда и ни в коем случае не нужно применять оверпринт, иначе белые объекты, выделенные оверпринтом, просто не пропечатаются.
10 Сумма красок
Предельная сумма красок CMYK не должная превышать значения 300% (не рекомендуются значения выше 330% для мелованной бумаги и 280% для офсетной). На сумму красок влияет метод печати и запечатываемый материал (характеристики впитываемости). Несоблюдение суммы красок повлечет за собой загрязнение листа в результате переизбытка краски, возрастет риск отпечатки оборота листа при резке (перетискивание в момент работы пресса), и в дополнение ко всему такой тираж будет достаточно долго сохнуть.
11 Тексты и шрифты
Всегда в макете есть тексты, и, разумеется, все они созданы с использованием шрифтов. Часто бывает, что дизайнер или верстальщик не ограничивается стандартным набором шрифтов, которые поставляются с операционной системной, а применяют в том числе уникальные или не популярные шрифты. Для того, чтобы макет ушел в печатный цех с тем шрифтом, который использовал дизайнер и утвердил заказчик, необходимо:
— Как вариант – вместе с макетом приложить отдельным файлом шрифт (шрифты).
— А еще лучше – перевести все тексты в макете в кривые* (но в таком случае, если будет необходимо, то типография не сможет внести правки в макет).
— Или отправлять файлы в предпечатную подготовку в формате pdf.
В кривые необходимо переводить тексты только в CorelDrow и Adobe illustrator, в InDesign переводить текст в кривые не нужно.
12 Линки
Бывает, когда в предпечатный цех приходит макет в векторном редакторе и на предосмотре мы видим (и дизайнер видел), что в файле есть фотографии, но… в самом присланном макете их нет. Как так спросите вы – они есть, но их нет?… Просто так бывает потому, что сами растровые изображения не встраиваются дизайнером в макет, ПОТОМУ, ЧТО ПРОГРАММА ВСТАВИЛА ТОЛЬКО ПРЕВЬЮ, а дизайнер не прилинковал сами файлы и прислал в типографию только сам файл верстки. К печати такой файл не пригоден. Нужно растровые изображения линковать!
13 Варианты лифлетов
Лифлет – одно из популярнейших полиграфических изделий. Их типов и форм можно насчитать десятки: вертикальный, горизонтальный, евро, книжка, гармошка, улитка, синхронный, асинхронный, с клапанами, без клапанов и тд и тд.
Под каждую разновидность сложения существуют свои технические регламенты биговок, фальцовок и регулирования ширины полос. Здесь все сложнее, чем может показаться с первого взгляда – например, необходимо учитывать, что полосы, которые заворачиваются во внутрь, каждая следующая внутренняя полоса, должна быть короче внешней на 1-1,5 мм. Иначе не избежать неприятностей.
14 Скрепление. Подготовка многостраничных изделий
Многостраничные изделия удобней верстать в InDesign. Это на сегодня, без «наверное,» самая удобная программа, которая поможет избежать проблем, упростит и ускорит подготовку к печати.
СКРЕПКА Количество полос (страниц) в многостраничном изделии обязательно должно быть кратно 4-м.
ПРУЖИНА. Количество страниц в буклете на пружину может быть произвольным. Может верстаться отдельными страницами, а не разворотами. Необходимо иметь отступ 10-15 мм под обрез со стороны перфорации под пружину.
БОЛТЫ. Редкий самый дорогой вариант скрепления буклетов. Обычно имеет отступ со стороны крепления около 20 мм (зависит от размера буклета и размера болтов). Понятно, что никакие элементы, включая фотографии, не лежали на стыке разворота.
ПУР (термоклей). Количество полос при скрепление на ПУР, может быть произвольным, при сборке «тетрадями», как книжка, – должно быть кратно 4-м, а лучше 8-ми.
15 Штампы и высечка/вырубка
Применятся для изготовления не стандартных конвертов, папок, буклетов, визиток, коробок, открыток и тд.
В виду технических сложностей – чертежи для штампов делаются в специальных программах, специальными профильными сотрудниками – файлы, которые они делают отправляются дизайнерам, которые вверстывают макет в электронный штамп. Также можно заранее запросить чертежи уже готовых штампов, выбрать подходящий и верстать макет, используя этот чертеж.
16 Выборочный УФ-лак
Для выделения элементов или изготовления декоративных элементов очень красиво использовать выборочное лакирование. Толщина лакируемых элементов – 0,1 мм, меньше уже опасная и технически и на таких толщинах лак уже малозаметен и лучше всего смотрится на крупных объектах и больших площадях покрытия. При подготовке лака – лакируемые элементы необходимо сделать векторными в отдельном слое и выкрашены в отдельный «спотовый» цвет, названный LAK.
17 Тиснение
Всего есть три вида тиснения и их сочетания: фольгой, конгревное и блин. Готовятся к печати также, как и для выборочного лака (пункт 15).
Минимальная толщина линии конгрева 0,5 мм, в нем не должно быть острых углов и мелких деталей. Минимальная рекомендуемая толщина линии для тиснения фольгой – 0,2 мм, минимальная 0,1 мм.
18 Форматы файлов и разрешения
РАСТРОВЫЕ ФАЙЛЫ (изображения, фотографии): tiff, jpg, psd с разрешением 300 dpi на дюйм.
ВЕКТОРНЫЕ ФАЙЛЫ. Готовятся в Adobe Illustrator или CorelDraw (менее желательно). В подготовку к печати принимаются файлы со шрифтами, переведенными в кривые, и с внедренными (Embed) линками-изображениями.
МНОГОСТРАНИЧНЫЕ ФАЙЛЫ. Это Adobe InDesign. Используйте функцию Package для сборки всех необходимых файлов (линков и шрифтов) в одну папку, которую тоже надо прислать с файлом.
PDF. Присылайте такие файлы, ТОЛЬКО ЕСЛИ вы хорошо разбираетесь в полиграфии и знаете, как правильно готовить. Исправить ошибку подготовки файла в pdf тяжелее.